Неточные совпадения
Старые славянофильские идеалы были прежде всего идеалами частной, семейной, бытовой жизни русского человека, которому не давали выйти в ширь
исторического существования, который не созрел еще для такого существования [Я не касаюсь здесь церковных идей Хомякова, которые очень глубоки и сохраняют свое непреходящее
значение.].
Павла никакого религиозного
значения не имеют, их характер чисто
исторический и относительный, вызванный положением христиан в Римской империи.
Деление мира на Восток и Запад имеет всемирно-историческое
значение, и с ним более всего связан вопрос достижения всемирного единства человечества.
Слова апостола Павла имеют
историческое, а не религиозное
значение.
Вл. Соловьев, как и Достоевский, выходил за пределы
исторического христианства, и в этом его религиозное
значение.
Все
значение мистики нашей эпохи в том, что она не может ограничиться индивидуальным, субъективным Апокалипсисом, в ней неизбежен Апокалипсис объективный, всемирно-исторический.
Подвиг святых отшельников и пустынножителей имел свою положительную
историческую миссию, и
значение его космическое, вселенское.
Для полноты, пожалуй, можно упомянуть еще о статьях Я. Н. Бутковского: «Остров Сахалин» — «
Исторический вестник», 1882 г., X, и «Сахалин и его
значение» — «Морской сборник», 1874 г., № 4.]
Рассуждая о
значении нагорной проповеди и в особенности о непротивлении злу, автор, не имея надобности, как это делают церковные, скрывать
значение ее, говорит: «Христос действительно проповедовал полный коммунизм и анархию; но надо уметь смотреть на Христа в его
историческом и психологическом
значении.
Христианство понимается теперь исповедующими церковные учения как сверхъестественное, чудесное откровение обо всем том, что сказано в символе веры; неверующими же, — как пережитое человечеством проявление его потребности веры в сверхъестественное; как
историческое явление, вполне выразившееся в католичестве, православии, протестантстве и не имеющее уже для нас никакого жизненного
значения. Для верующих
значение учения скрывается церквью, для неверующих — наукою.
Нашли, например, начало
исторического романа, происходившего в Новгороде, в VII столетии; потом чудовищную поэму: «Анахорет на кладбище», писанную белыми стихами; потом бессмысленное рассуждение о
значении и свойстве русского мужика и о том, как надо с ним обращаться, и, наконец, повесть «Графиня Влонская», из великосветской жизни, тоже неоконченную.
Вот поднять старый, стоптанный башмак, давным-давно свалившийся с ноги Вен-Симона или Фурие, и, почтительно возложив его на голову, носиться с ним, как со святыней, — это мы в состоянии; или статейку настрочить об
историческом и современном
значении пролетариата в главных городах Франции это тоже мы можем; а попробовал я как-то предложить одному такому сочинителю и политико-эконому, вроде вашего господина Ворошилова, назвать мне двадцать городов в этой самой Франции, так знаете ли, что из этого вышло?
Сторонник вульгарного материализма, Зайцев не придавал
значения классовой борьбе и полагал, что ход
исторического процесса определяется биологическими законами.
Значение великих
исторических деятелей можно уподобить
значению дождя, который благотворно освежает землю, но который, однако, составляется все-таки из испарений, поднимающихся с той же земли.
Тогда только и может составиться истинная история царствования Петра, во всей силе и обширности ученого ее
значения, а не биография
исторического лица, с изложением событий, имеющих отношение к этому лицу.
Вот по этим-то горам в 1577 году прошел с своей разбойничьей шайкой «заворуй Ермак», а в 1595 году «Ортюшка Бабинов» проложил первую прямоезжую дорогу на Верхотурье: таким образом этот
исторический порог, загораживавший славянскому племени дорогу в Азию, потерял свое
значение, и первые переселенцы могли удовлетворить своему Drang nach Osten.
Публичный театр, частные спектакли, литературные собрания, дружеский круг добрых приятелей, более или менее сходных со мною в своих наклонностях и увлечениях, а главное Москва со всем своим
историческим и народным
значением, яснее прежнего понятым и глубже почувствованным мною, — все вместе наполняло мою душу, в минуту разлуки, смущением и унынием.
Высоким внутренним инстинктом почуял он присутствие мысли в каждом предмете; постигнул сам собой истинное
значение слова «
историческая живопись»; постигнул, почему простую головку, простой портрет Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Корреджио можно назвать
историческою живописью и почему огромная картина
исторического содержания всё-таки будет tableau de genre [Жанровая, то есть бытовая картина (франц.).], несмотря на все притязанья художника на
историческую живопись.
В следующей статье мы будем иметь случай показать, как мало благодетельного
значения имело византийское влияние в
историческом развитии Руси; теперь же заметим только, что, видно, слабо оно действовало в сердцах русских, когда не могло противостоять воле одного человека, да и то напавшего на него не прямо, а очень и очень косвенно, при реформе государственной.
Можно различить три пути религиозного сознания: богопознание more geometrico или analytico, more naturali или mystico и more historico или cmpirico [Геометрическое или аналитическое, натуральное (естественное) или мистическое и
историческое или эмпирическое (опытное) (лат.).], — отвлеченное мышление, мистическое самоуглубление и религиозное откровение, причем первые два пути получают надлежащее
значение только в связи с третьим, но становятся ложны, как только утверждаются в своей обособленности.
Они могут получить жизненное
значение лишь после того, как интимное, лично-религиозное переживание откроет их живой смысл, причем кафолическая природа религии побуждает особенно чтить
историческое предание.
И здесь снова выступает огромное
значение уже кристаллизованного, отлившегося в догматы, культ и быт церковного предания,
исторической церкви, которая всегда умеряет самозваные притязания от имени «церкви мистической», т. е. нередко от имени своей личной мистики (или же, что бывает еще чаще и особенно в наше время, одной лишь мистической идеологии, принимаемой по скудости мистического опыта за подлинную мистику).
Она имеет положительное
значение, когда вечными началами признается свобода, справедливость, братство людей, высшая ценность человеческой личности, которую нельзя превращать в средство, и имеет отрицательное
значение, когда такими началами признаются относительные
исторические, социальные и политические формы, когда эти относительные формы абсолютизируются, когда
исторические тела, представляющиеся «органическими», получают санкцию священных, например монархия или известная форма собственности.
Но
значение больших революций в том, что в них есть момент эсхатологический, который всегда бывает так окутан
исторической детерминацией, так ввергнут в
историческое время, что его почти нельзя различить.
Все полные
значения события в жизни Христа протекали в экзистенциальном времени, во времени
историческом они лишь просвечивают через отяжелевшую среду объективации.
— Сейчас, Иван Иванович, вопрос не о мерзостях, которые проделывает
исторический ход вещей. Вопрос о том, — что можете вы дать вашим кустарям? В лучшем случае вам удастся поставить на ноги два-три десятка бедняков, и ничего больше. Это будет очень хорошим, добрым делом. Но какое же это может иметь серьезное общественное
значение?
Русские вообще плохо понимают
значение относительного, ступенность
исторического процесса, дифференциацию разных сфер культуры.
Но большевистская революция путем страшных насилий освободила народные силы, призвала их к
исторической активности, в этом ее
значение.
Люди эти, не понимая того, что для греков борьба и страдания их героев имели религиозное
значение, вообразили себе, что стоит только откинуть стеснительные законы трех единств, и, не вложив в нее никакого религиозного соответственного времени содержания, драма будет иметь достаточное основание в изображении различных моментов жизни
исторических деятелей и вообще сильных страстей людских.
В то время, когда в доме князя Василия Прозоровского происходили описанные нами сцены, хотя и имеющие на первый взгляд чисто домашнее
значение, но долженствующие отразиться не только на дальнейшей судьбе наших героев, но даже отчасти на грядущих
исторических событиях, в других, более или менее отдаленных от Москвы городах и весях русских шла спешная, непонятная обывателям государственная работа.
Кровавое событие на Сенатской площади за истекшие две-три недели с каждым днем теряло, даже в глазах современников,
значение выдающегося
исторического факта, а лишь приобретало окраску незначительного эпизода — безумной выходки нескольких безумных голов.
Но в таком случае, если сила, двигающая народами, лежит не в
исторических лицах, а в самих народах, то в чем же состоит
значение этих
исторических лиц?
Одни историки, не понимая, в простоте душевной, вопроса о
значении власти, те самые частные и биографические историки, о которых было говорено выше, признают как будто, что совокупность воль масс переносится на
исторические лица безусловно, и потому, описывая какую-нибудь одну власть, эти историки предполагают, что эта самая власть есть одна абсолютная и настоящая, а что всякая другая сила, противодействующая этой настоящей власти, есть не власть, а нарушение власти, — насилие.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то, самое обыкновенное, — в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих
значений множителя не доставляет результатов, согласных с
историческими фактами.
Казалось бы, всё равно понимать
значение исторического события так или иначе.
Только одна бессознательная деятельность приносит плоды и человек играющий роль в
историческом событии никогда не понимает его
значения.
Какая причина
исторических событий? — Власть. Чтò есть власть? — Власть есть совокупность воль, перенесенных на одно лицо. При каких условиях переносятся воли масс на одно лицо? — При условиях выражения лицом воли всех людей. Т. е. власть есть власть. Т. е. власть есть слово,
значение которого нам непонятно.
Отрешившись от прежнего воззрения на божественное подчинение воли народа одному избранному и на подчинение этой воли Божеству, история не может сделать ни одного шага без противоречия, не выбрав одного из двух: или возвратиться к прежнему верованию в непосредственное участие Божества в делах человечества, или определенно объяснить
значение той силы, производящей
исторические события, которая называется властью.
От этого-то основного различия воззрения истории и науки прàва происходит то, что наука прàва может рассказать подробно о том, как, по ее мнению, надо бы устроить власть и чтó такое есть власть, неподвижно существующая вне времени; но на вопросы
исторические о
значении видоизменяющейся во времени власти, она не может ответить ничего.
Тогда только, выражая уравнениями известные
исторические факты, можно из сравнения относительного
значения этого неизвестного, надеяться на определение самого неизвестного.
Церковно-христианский элемент, вошедши однажды в жизнь Старого Города, принимает самое первостепенное
значение во все великие моменты его позднейших
исторических судеб.